Коммуникационная
стратегия:
все, что вы хотели знать

Статья

Что такое и зачем нужна коммуникационная стратегия? С чего начинается работа и из чего состоит стратегия? Нужна ли она небольшому бизнесу и что делать, если в команде нет PR-щика?
Эти и другие популярные вопросы разбираем в статье ниже — рекомендуем к прочтению, чтобы выйти на новый уровень коммуникаций в бизнесе
Еще больше актуальных кейсов, аналитики и полезных материалов в нашем тг-канале, не забудьте подписаться
Что такое коммуникационная стратегия?
Коммуникационная стратегия — это документ, подготовленный PR-специалистом или командой, с помощью которого компания понимает, что она делает, для кого, как она общается с аудиторией, с помощью каких инструментов и в какие сроки
И да, она нужна абсолютно всем компаниям — и большим корпорациям, и небольшим брендам. Потому что коммуникации есть в любом бизнесе: с помощью социальных сетей, сайтов, рассылок или прямых контактов вы общаетесь со своими целевыми покупателями. Как это сделать максимально эффективно и правильно для вас и определяет коммуникационная стратегия
3 причины создать коммуникационную стратегию
Коммуникационная стратегия позволяет нам планировать, когда и где выйдет сообщение, с помощью каких инструментов мы будем его распространять и что же должно быть в этом месседже
Вы научитесь планировать собственные коммуникации и управлять процессами
Предположим вы столкнулись с негативом или пытаетесь нарастить узнаваемость бренда — коммуникационная стратегия подскажет определенные шаги по работе с имиджем и репутацией, результат от которой можно будет предсказать
Улучшение бизнес-результатов
Управление репутацией
А также привлечь новых клиентов или масштабировать бизнес
Коммуникационная стратегия всегда идет в ногу с бизнес-стратегией, помогая увеличить прибыль компании
Из чего состоит коммуникационная стратегия?
Для понимания стратегии действий необходимо определить точку А: изучить рынок, бренд, положение компании на рынке, отзывы и текущую репутацию, наличие и отличие от конкурентов, спрос на услуги и запросы целевой аудитории
Аналитика
На основе аналитики и исследований продумывается позиционирование и УТП бренда, основные месседжи, каналы и целевые аудитории
Медиапланирование
Социализирование
На этом этапе определяется как реализовывается коммуникационная стратегия, как будет оцениваться ее эффективность. И да, в PR тоже могут быть KPI
После этого необходимо изучить информационное поле вокруг бренда и его руководителя — это могут быть кабинетные, глубинные исследования, упорядоченные, например, в формате SWOT-анализа
Первый шаг всегда — изучение. Это могут быть маркетинговые замеры: когда вы изучаете рынок, конкурентов и определяете целевые аудитории.
Если таких данных недостаточно, проводятся глубинные исследования — интервью, опросы, фокус-группы. Обычно такие исследования включены в созданную бизнес-стратегию. Поэтому еще раз подчеркнем, что коммуникационная стратегия как калька накладывается на бизнес-стратегию, в которой определены как бизнес будет расти, что из себя представлять и какие будут финансовые и прочие показатели эффективности в будущем
Кабинетное исследование — это всё, что можно найти в открытых источниках. Это значит, что «не выходя из кабинета», не проводя опросов и глубинных интервью, исследуется информационное пространство: отзывы в интернете, общедоступные исследования, профили подписчиков в соцсетях, аналитика данных метрики и многое другое
С чего начать работу?
1 шаг
После того, как вы поняли, какое медиаполе вас окружает, какая репутация есть у руководителей и бренда, очень важно сегментировать целевую аудиторию: максимально точно определить ее и составить возможные портреты
Этим пунктом часто пренебрегают, оставаясь в максимально общем «женщины из Москвы 18−55», но именно это часть помогает четко понять, кто же покупать, на кого направлены месседжи, что аудитории важно услышать и с помощью каких каналов это реально донести.
Целевые аудитории
2 шаг
Антикризисная стратегия
Для понимания стратегии действий необходимо определить точку А: изучить рынок, бренд, положение компании на рынке, отзывы и текущую репутацию, наличие и отличие от конкурентов, спрос на услуги и запросы целевой аудитории
Ваша задача — создать «красную папку» еще до того, как кризис случился
На случай непредвиденного кризиса создается алгоритм рабочей группы, которая и решает, что с ним делать в самые кратчайшие сроки. Потому что, когда вы встречаетесь с кризисом, самое главное – успеть вовремя.
SWOT-анализ — почему он вам нужен
SWOT-анализ – отличный аналитический инструмент, недооцененный многими. Он предполагает изучение сильных и слабых сторон организации, возможности угроз со стороны рынка, но самое главное — это составление матрицы решений для понимания действий в разных ситуаций
Сильные стороны + возможности — подскажут стратегию прорыва: как перешагнуть несколько ступенек вверх быстро и завоевать долю рынка прямо сейчас

Сильные стороны + угрозы и слабые стороны + возможности — стратегии переходного периода: как сохранить своего потребителя и планомерно развиваться, применяя новые решения

Слабые стороны + угрозы — стратегию выживания на рынке: как выжить бизнесу в шторм, при большом кризисе или форс-мажор
Что делать, если в команде нет PR-специалиста?
Даже малый бизнес сейчас имеет подразделение, состоящее как минимум из одного человека — SMMщика
SMM-специалист PR-специалист
Однако, соцсети — эта и есть та самая площадка, где вы можете улучшать репутацию бренда и коммуницировать с целевой аудиторией. Поэтому так важно, чтобы человек, ответственный за коммуникацию, понимал стратегию действий, портреты аудитории, особенности общения, а также знал, что происходит в компании, как на это реагировать и как представлять это целевым группам

Результат коммуникационной стратегии

По итогу работы над коммуникационной стратегией бренд получает стратегическое видение позиционирования компании — четкое понимание, для каких целевых аудиторий, с каким информационным поводом, на каких площадках, в какое время и в каком случае следует разместить информацию

Кроме этого, вы поймете и прогнозируемую эффективность данных действий. Результатом могут стать увеличение количества упоминаний бренда, рост индекс цитирования. количество мероприятий или другие качественные и количественные показатели
Важно: регулярно корректировать и пересматривать стратегию, исходя из новых данных и показателей
Обязательная часть коммуникационной стратегии — digital стратегия: как бренду вести себя в интернете, что делать на сторонних и своих площадках, какой материал публиковать и визуал использовать, какие триггерные точки задействовать и как внедрить воронку продаж в контент-план

Помимо этого, коммуникационная стратегия часто содержит карту потребителя — customer journey map. С помощью нее вы поймете, все этапы, которые проходит потенциальный покупатель ваших продуктов или услуг — от момента неосознанной потребности до момента повторной покупки товара
Завершают стратегию — action-план. Это план, в котором детально прописаны даты, материалы, спикеры и сообщения для публикации. С таким планом вы легко сможете управлять теми самыми красными линиями, пронизывающие все информационные поводы и создающие позиционирование.
Дополнения: чем можно дополнить стратегию?
В коммуникационную стратегию могут входить еще и дополнительные разделы — например, рекомендации по построению личного бренда руководителя. Репутация предприятия опирается на имидж руководителя, улучшение которого может привести и к росту узнаваемости, и к росту продаж
Другой пример — формирование контентной политики: документа, создающего единый вектор смыслов для всего персонала, имеющего доступ к общению со СМИ или целевой аудитории. В нем они найдут информацию о чем говорить, как правильно формулировать сообщения, как преподносить данные и каких тем следует избегать
Как понять, что разработанная стратегия работает?
Любая стратегия будет неполной без указания KPI — параметров, определяющих ее эффективность. Это могут как количественные, так и качественные показатели: упоминания в СМИ, тональность вышедших материалов, количество блогеров-амбассадоров, индекс цитирования, количество мероприятий и многое другое
Без KPI невозможно определить была ли стратегия эффективна, и что необходимо поменять в будущем
Если что-то из показателей не достигается, то коммуникационная стратегия обязательно оперативно корректируется для роста эффективности от ее реализации
А можно как-нибудь без стратегии?
А что, если коммуникационной стратегии нет? Можно ли без нее бизнесу как-то существовать?
Ответ — конечно, можно. Но это все равно, что ехать по незнакомой трассе без навигатора. Если вы понимаете, куда вы едете, когда вы туда приедете и что в итоге получите, вы доедете туда быстрее и с большим комфортом.
Нужна помощь со стратегией,
продвижением и PR?
Проанализируем текущее положение и разработаем комплексное предложение для вас
Закажите конкретную услугу или целый комплекс
От разработки коммуникационной стратегии до настройки рекламного кабинета
ЭФФЕКТИВНЫЕ КОММУНИКАЦИИ ДЛЯ ВАШЕГО БИЗНЕСА
ЭФФЕКТИВНЫЕ КОММУНИКАЦИИ ДЛЯ ВАШЕГО БИЗНЕСА
JM Communications
Нижний Новгород
Родионова 192Д, офис 612